Теркин в зоопарке
Search
× Search
Thursday, December 25, 2025

Библиотека

Свободный доступ к библиотеке научных публикаций по зоологии и ветеринарии


Библиотека научных публикаций

Вся информация, представленная на сайте, получена из открытых источников. Тем не менее, просим уважать права авторов, при цитировании указывать источник и не присваивать чужую работу себе. Если вы являетесь правообладателем и не желаете, чтобы ваша статья находилась на нашем сайте в свободном доступе, просим сообщить об этом.

Фильтр по категориям

Теркин в зоопарке

Рассказ был подготовлен для сайта Московского зоопарка в 2010 году

Он свалился на нас 23 февраля. Свалился в прямом смысле, поскольку нашли детеныша на полу вольеры с очковыми листоносами в павильоне «Экзотарум». Соответственно, как и другие обитатели вольеры, он тоже был  южноамериканской летучей мышью. Кожистый вырост на носу  в форме листика позволяет  очковым листоносам прицельно посылать звуковой сигнал, облегчая процесс эхолокации, и оправдывает  видовое название. Надо заметить, что знаменитые вампиры приходятся очковым листоносам родственниками. Но, в отличие от  них, листоносы  - настоящие вегетарианцы и питаются в основном фруктами.

Попытка вернуть листоносика матери, подвесив повыше на стенку вольеры (в надежде, что самка подберет детеныша), окончилась неудачей. Вскоре его опять обнаружили на полу. И тогда детеныша забрали на искусственное выкармливание. Летучему мышонку была примерно неделя от роду и причина, почему он оказалась в таком незавидном положении, выяснилась сразу – у него была повреждена губа (по-видимому, кто-то из сородичей случайно задел его когтем). Ранка была небольшая, но она не позволяла малышу как следует присосаться к материнскому соску, и он ослабел от голода.

Имя родилось сразу по ассоциации с праздником. Так листоносик стал  Теркиным. До этого у нас уже был один Гагарин. Не трудно догадаться, что тот детеныш попал к нам на выкармливание 12-го апреля. И он был не первым искусственником. Поэтому опыт у нас уже имелся, и особых проблем с кормлением не возникло. Сначала меню Теркина состояло из смеси кефира и биойогурта. Затем в эту смесь стали добавлять немного меда, фруктового пюре и каплю оливкового масла.

Вначале кормление происходило каждые 2 часа, и для одного человека выдержать такой режим было трудно. Поэтому мы вдвоем поочередно принимали на себя эти обязанности. Днем Теркин был с нами на работе, на ночь его забирали домой. Значительную часть детства Теркин провел за пазухой у своих нянь. И жизнь у него оказалась насыщенной разными интересными событиями, недоступными большинству его сородичей. Так, он побывал в консерватории и на концерте барда Городницкого, посетил несколько выставок, а также английский паб, итальянский и китайский рестораны, опробовал все городские виды транспорта и даже за город на природу выезжал. Правда, из-за пазухи было плохо видно. Но зато кормили строго по часам. 

И, наконец, Теркин вырос в молодого красивого листоноса (очкового, конечно) и стал весить целых 15 грамм. Он научился летать и свободно порхал по нашему кабинету, возвращаясь для отдыха и сна в складки подвешенной футболки (за нее было так удобнее цепляться!). Интересно было наблюдать за становлением полета. Вначале это было перепархивание на небольшое расстояние, затем полет по прямой с потерей высоты, ровный полет, полет с поворотами в одной плоскости, и, наконец, крутые виражи с использованием всего предоставленного ему трехмерного пространства. Лучшим аэродромом для приземления служило человеческое лицо – так удобно было цепляться за брови и нос! Они словно специально были созданы для этой цели. Причем, Теркин явно предпочитал «родные» лица. Надо сказать «аэродрому» приятно не было – крохотные коготки, конечно, не оставляли царапин, но впивались в кожу вполне чувствительно, и ощущение было непередаваемым. Но это входило в понятие «профессионального риска» и приходилось терпеть.

Сигналом окончания процесса искусственного выкармливания послужил переход Теркина на самостоятельное питание. Но хотя листонос научился легко находить и есть оставленные кусочки фруктов, ручному зверьку больше нравилось получать еду из человеческих рук. Проголодавшись, он начинал кружить вокруг головы, садился (как полагается у летучих мышей, вниз головой) на большой палец руки и начинал его покусывать. И мы, хорошо им выдрессированные, подавали Теркину еду на ложечке. Продолжаться такая идиллия  могла долго, и мы подсознательно оттягивали момент расставания, хотя было понятно, что листоноса надо возвращать в его родную группу.    9 апреля мы решились. Поместили Теркина вместе с любимой футболкой в вольеру «Экзотариума» и оставили там одного справляться с непростой задачей налаживания отношений с сородичами. На следующий день сотрудница, которая ухаживает за очковыми листоносами, рассказала, что один мышь крутился над ней, но сесть не решился. К нашему удивлению, на следующий день над ней летали уже несколько листоносов. 

Из чего мы заключили, что Теркин вспомнил о своей видовой принадлежности и нашел общий язык с другими листоносами. Так счастливо завершилась эта история! 

И если один из летучих мышей с экспозиции в «Экзотариуме» будет особенно долго зависать перед смотровым стеклом, разглядывая посетителей, возможно, это будет Теркин.

 

Авторы: Ильченко О.Г., Вахрушева Г.В.

Previous Article Спячка в зоопарке
Next Article Общительный и сообразительный, как ленивец
Print
611 Rate this article:
No rating

Documents to download

Leave a comment

This form collects your name, email, IP address and content so that we can keep track of the comments placed on the website. For more info check our Privacy Policy and Terms Of Use where you will get more info on where, how and why we store your data.
Add comment
Terms Of UsePrivacy StatementCopyright [2012-2025] by SugarGlider.ru
Back To Top